Туркменские ковры и абстрактная живопись: уникальная выставка состоялась в Москве

В пространстве Всероссийского музея декоративного искусства завершается выставка туркменских ковров из коллекций фонда Марджани и Владислава Великжанина и картин Валерия Сахатова.

Что может быть общего у традиционного туркменского ковра и современной беспредметной абстрактной живописи? Они рождены разными цивилизациями, говорят на разных языках художественной выразительности. Между тем, помещенные в единое выставочное пространство эти, на первый взгляд, несопоставимые произведения, удивительно легко вступают в диалог друг с другом.

Полные скрытой и явной магии рисунки туркменских ковров позволяют увидеть сформулированные в них образы мира, логику его познания, и преклонение, часто интуитивное, перед высоким и божественным, тогда как говорящая с нами на древнем и вечно юном языке линии и цвета, талантливая авангардная живопись поднимает нас над обыденностью и побуждает видеть в работах современных авторов объединяющие их с древностью идеи и образы.

На выставке представлены все виды традиционного туркменского ковра, сопровождавшего кочевника на протяжении всей его жизни. Ребенком он изучал мир, рассматривая входную завесу юрты «энси». Юношей видел свое отношение к племени в гелях постилочных ковров «халы» и настенных мешков «чувалов». К свадьбе семья ткала полосы «иолам». В религии его сопровождал молитвенный ковер «намазлык», в последний путь провожал поминальный ковер «аятлык». А показываем мы эти ковры на холстах и на стенах – как произведения искусства такие же, как и абстрактные живописные полотна, помогая зрителю забыть об их утилитарной функции и увидеть их настоящую силу.